Sieges Even

Sieges Even дискография все альбомы

Одна из наиболее известных немецких прогрессивных групп, прошедшая путь от техно-трэша на первом альбоме до оригинального прогрессива на последующих.

Альбомы:

Раз уж Sieges Even появиись на свет в Германии, да еще в 1985-м, они никак не смогли отделаться от тени thrash metal. Хотя, весомые признаки трэшняка можно увидеть только на ранних демо группы, а также их первой студийной работе «Lifecycle» (1988). Но второй, а за ним третий альбомы так отодвинули горизонты, что критики от мира музыки заговорили об образовании «металлического Rush», но с заметным сдвигом в джаз-рок. Я не сторонник приклеивать столь жесткие ярлыки, но от сравнений и аналогий никуда не уйти (пожалуй, даже первые рок-н-ролльщики вроде Билла Хэйли и Малютки Ричарда были на кого-то похожи), музыка преемственна на протяжении всей истории человечества. А поскольку влияния канадских прогрессистов вполне очевидны, да к тому же сыграть на 100 процентов оригинально в 90-х было уже почти невозможно, оставим всё как есть.

Проект стартовал в 1985 году, когда к гитаристу Маркусу Штеффену и басисту Оливеру Хольцварту, выпустившим к этому моменту два пробных демо в 1983 и 1984 годах (тогда они назывались Sodom) присоединились брат Оливера ударник Алекс Хольцварт и вокалист Франц Херде. Первое демо с лейблом Sieges Even называлось «Symphonies Of Steel» и было готово к началу 1986 года. На нем рядом с Маркусом можно услышать второго гитариста, к услугам которого впоследствии решили не прибегать. В марте 1987 года на четырехдорожечном магнитофоне квартетом была записана вторая демо-лента со скромным названием «Bootleg», получившая хорошую прессу и распроданная в количестве 400 экземпляров. Последовали отдельные концерты, а в конце года Sieges Even отправляются в Швейцарию помочь своим друзьям из Drifter в записи бэк-вокала на их первом альбоме. Вспоминает Оливер: «Продюсер Drifter, Kalle Trapp, уже знакомый с нашим творчеством, спросил тогда, не хотим ли мы записать с ним свой первый альбом, несколько недель спустя, в одной из мюнхенских студий всего за 22 часа мы записали третье демо „Repression And Resistance“; передали ленту Траппу и устроил нам контракт со Steamhammer». Первые демо-ленты не только позволили команде выйти на контакт со Steamhammer Records, но и породили сравнения Sieges Even с Watchtower, имевшие довольно большие основания. Таковым же оказался и первый альбом, но споры о том, кто первым стал играть именно так — Sieges Even или Watchtower — оставим досужим «блохоискателям», тем более что уже второй диск сделал гигантский шаг в направлении от трэш. Но после появления «Steps» (1990) Херде ушел из группы, зато ее приобретение стало поистине бесценным — певец Йоги Кайзер обладал удивительным голосом, который вполне мог бы звучать в арт-роковой банде. Но я забегаю вперед.

Историческая фотография
Историческая фотография

В марте 1988 года в Мюнхене, в студии Karo под руководством Траппа Sieges Even записали свой первый полноценный альбом «Life Cycle». Туда вошли все 4 композиции с «Repression...», переделанная «David» с «Bootleg» плюс два новых номера: «Life Cycle» и инструменталка «The Roads То Iliad». Получился прекрасный, навороченный трэш с совершенно нечеловеческой игрой Алекса и нервным, высоким вокалом Франца. Плюс, необходимая для такого рода музыки филигранная сыгранность. Альбом разошелся по Европе тиражом более 7000 экз., что для такой андерграундной команды весьма неплохо. К тому же Sieges Even получили сотни писем от фэнов и это оказалось прекрасным стимулом. «Lifecycle» соблюдал все трэшевые традиции, но музыканты делали упор не столько на технику игры на инструментах, сколько на мелодии и ритм. Тем не менее, музон получился довольно сложный: представьте, что одну композицию играют несколько музыкантов, и каждый (в зависимости от инструмента) гнет свою линию. Здесь постоянные смены ритма (stop-go!), странные соло, высокий войс... Слишком странная музыка для трэш, так могли бы его играть DT или тот же Rush, только гораздо громче и интенсивнее. По сути, это альбом Хольцвартов, и не только ритмически: гитаристу пришлось наворачивать соло на такую основу, что наверняка пот лил с него дождем, когда он писал партии (тихо матерясь сквозь зубы). Структура получилась такой сложной и интересной, что ее не портил даже довольно сильный акцент вокалиста, он тоже справился со своей нелегкой ролью. И, думаю, если брать на рассмотрение техно-трэш, то рядом с именами Mekong Delta, Coroner и Voivod стоило поставить Sieges Even с их дебютом.

Совсем другой оказалась последующая работа «Steps»: группа эволюционировала. Альбом перемежался с «Life Cycle» разве что по ритмике, а в остальном полное ощущение, что это какая-то другая команда. Техно-трэшем здесь и не пахнет. Музыкантов повело в сторону еще более сложных структур и здесь скорее можно рассматривать параллели с ранними Yes, King Crimson и даже Van Der Graaf Generator. Альбом показал усиление влияния прогрессив-рока, но в то же время ритмачи не сторонились джаз-фьюжных экспериментов. Прямо говоря, это был чистый прогрессив-метал, так как трэшевые ходы отступили, а ростки артовой навороченности превратились в молодые, но крепкие побеги. «Это был наш самый большой коммерческий успех, — вспоминает Оливер. — Но его не было бы, не будь „Steps“ таким сюрпризом для слушателей». Центральная вещь альбома — 27-минутная композиция «Tangerine Windows Of Solace», которую Sieges Even вынашивали более двух лет. Markus: «Первые строки были написаны еще до „Life Cycle“, а основная связующая тема, повторяющаяся в различных вариациях, оформилась только в самом конце работы». Журналисты были в шоке. Стало ясно, что это нечто совершенно новое, но никак конкретно «обозвать» музыку Sieges Even никто не мог. Коммерции здесь не было ни грамма, наоборот, все предельно завернуто, а о том, чтобы «снять» хотя бы несколько тактов не могло быть и речи. В то же время музыка весьма мелодична и рассчитана на несколько иную, более утонченную публику, чем «Life Cycle».

Фото из буклета альбома

В 91-м году Sieges Even представили публике лучший (прочь все сомнения!!!) альбом в своей дискографии — «A Sense Of Change». В группу влился новый (и отличный!) вокалист Йог Кайзер, что повлекло за собой фатальные изменения (в хорошем смысле). Некоторые из моих приятелей, слуханув диск по разу обозвали его копией Rush, только более скучной. Я мог бы с этим согласиться, только вот беда — мне довелось слушать данный опус много раз. А ведь вы знаете, в чем секретное оружие прогрессива: чем больше его слушаешь, тем больше нового для себя открываешь... Правда, иногда чувствуется сходство с Rush, в особенности вступление «Prelude: Ode To Sisyphus», ритм музыки (словно идущий «на цыпочках» басовых бочек и бас-гитары — Хользварты, мать их!) и техника гитарной игры. Но в то же время с «рашевскими» запилами соседствуют фишки из области нео-прогрессива а-ля Arena, Pendragon и даже Marillion при полном отсутствии клавишных. Голос только в общих чертах «канает» на Джедди Ли: он намного ниже по тембру, «птичьего писка» нет и в помине, а во-вторых, он более «рассудочный», то есть, его эмоциональность не рвется наружу, она, можно сказать, джазовая (или немецкая). Сама музыка более прозрачна, с массой «одноразовых» ходов в стороны от основной мелодической ветви (это хорошо демонстрирует «Behind Closed Doors»). «Change Of Seasons» показывает еще одну сторону группы — симфонизм, в ней классно, с чувством меры используются виолончели (делая несколько похожей на E.L.O., только гораздо меланхоличнее), ну а пение здесь к Rush вообще никаким боком не прилежит. Да что я, право, всё о Rush?! Видите, чтоб доказать класс не слишком известного состава, часто приходится идти от обратного.

Так вот, поговорив об этот великолепном альбоме, двигаемся дальше. Кайзер отчалил из группы до того, как была начата работа над новым диском, забрав с собой еще и гитариста. Замена далась нелегко, но она была сделана в лице Грега Келлера (вокал) и Вольфганга Зенка (струны). Все эти трудности отсрочили выход нового диска («Sophisticated») до 95-го и не улучшали положения дел. Нельзя сказать, что это был отход от прогметалла, нет металла здесь хоть отбавляй, диск гораздо тяжелее предшественника. Но одновременно и прямолинейнее (хотя примитивным его не назовешь). Полно напора и даже агрессии (только послушайте «Reporter»). Хотя мосты и эстакады, которые строит ритм-секция почти так же сложны, общее ощущение навороченности нивелируется именно из-за нарочитой тяжести звука. Появление клавишных инструментов, конечно, украшает внешний образ музыки, но не делает ее внутренне привлекательнее. Лучшая композиция, без сомнения, «Middle Course», которая хранит верность традициям прога (в ней больше всего джазированных моментов). Ну и, конечно, не стоит думать, будто «Sophisticated» — упадочная работа SE, если вы начнете слушать эту команду с него, то получите массу удовольствия, не сомневаюсь...

Группа на концерте
Нет, это не в «Икее»

Интересны и моменты «живой» биографии группы, скажем ее совместные выступления с EL&P, Blind Guardian и Psychotic Waltz. Группа приобрела неоценимый опыт в совместном турне с арт-рок легендами трио «Эмерсон, Лэйк и Палмер». «Чем были хороши гастроли с Эмерсоном, так это большими залами. Правда публика совсем не слыхала наших песен, но, тем не менее, принимали нас очень тепло. Кит и Карл иногда выходили на сцену, и по их лицам было видно, что они довольны нами». Гиг с Waltz вообще был чудным: обе команды играли прогметалл, да еще какой! Аудитория была в трансе: «Это совсем другое дело, чем работа в студии. Там ты пытаешься убедить продюсера, что твой материал хорош. Он морщится, но делает из него конфетку. А тут убедить надо слушателей, и никто тебе не поможет!»

«Uneven» (1997) является лебединой песней группы Sieges Even (увы!). Это превосходный альбом, в котором рядом с жесткими металлическими фишками, доставшимися в наследство от предыдущего опуса, снова соседствуют элементы прогрессива и фьюжна. Работа самую малость не дотягивает до уровня «A Sense Of Change». Уже вторая вещь («What If?») неслабо попахивает джазом, а дальше идет невообразимая музыкальная чума, где скоростные ударные моменты сплетаются с великолепными мелодиями, невероятным темпом, замечательным пением, в котором гармонично сочетаются металлическая мощь и балладная ранимость, клавишные партии редки, но появляются в самый нужный момент. «Фанковая оболочка, джазовые гармонии, металлическая интерпретация и звук», — Оливер Хольцварт. Ни тени упадка, ни намека на болезнь... И тем не менее.

Выступление в одном из клубов в 2006 году
Выступление в одном из клубов в 2006 году

Распустив Sieges Even, Хольцварты объявлялись то там то сям (Paradox, Blind Guardian, Angra и др.), затем Алекс прочно завяз в Rhapsody, напрочь поразив меня уходом от прогрессивной музыки. Только в 1999 году Оливер, Алекс и Маркус решили произвести реинкарнацию группы, назвавшись Looking Glass Self. Но в течение долгого времени не могли подобрать подходящего вокалиста. Наконец, в 2003 году они нашли кандидата, чьи вокальные данные полностью удовлетворяли группу. Им был голландец Арно Менсес (вообще-то, он был барабанщиком, но с богатым опытом бэк-вокализа). В связи с этим событием изменили название на Valparaiso, но новый материал был настолько типичен для Sieges Even, что было принято решение остановиться на изначальном названии. Выпустили два выдающихся альбома «The Art of Navigating by the Stars» (2005) и «Paramount» (2007), в которых главный упор был сделан на прогрессив (или арт-рок, кому как больше нравится).

Не забывала команда и про концертную деятельность. Однако, внутренние разногласия между участниками группы заставили команду снова распасться. Но в душе не утихает надежда на возрождение этого гениального коллектива, потому что Sieges Even невозможно спутать с кем-либо другим, настолько их звучание и магнетическое поле самобытны. Это одни из тех людей, на которых держится музыкальный мир, это экспериментаторы и исследователи новых гармоний, тембров, возможностей инструментов, вокальных вариаций и технологий записи. Качественный прогрессив или арт-рок очень схож с поэзией, он развивает разум, как музыканта, так и слушателя.

По материалам журналов «Hatross» №3, «Rock City» №4 и «Rockcor» №81




Поделиться ссылкой:
  • загрузка...