Группа из Германии, играющая трэш. Известна, в основном, благодаря вокалистке Сабине Классен, которая одной из первых использовала гроулинг.
Альбомы:
Команда Holy Moses («Святой Моисей») была образована в немецком городе Аахен бас-гитаристом Раймондом Брюсселером. Поначалу «моисеевцев» было трое: помимо Раймонда в состав входили гитарист Энди Классен и ударник Пол Линзених (Paul Linzenich). Больше года, из-за отсутствия собственного материала, трио тщетно пыталось пробиться на местной сцене. Лишь с приходом Сабины Классен, младшей сестры Энди, дела пошли на поправку. Вокалистка, да еще с хриплым, форсированным голосом была в диковинку на германской метал-сцене. Сабине, кстати, на момент принятия в группу исполнилось всего 15 лет. Однако прорыву Holy Moses способствовала не только эта экзальтированная певица у микрофонной стойки, но и полная музыкальная переориентация группы. От неуклюжих ковер-версий британских грандов хард-рока, квартет перешел к более агрессивной музыке — эдакому зародышевому thrash-metal.
Привет из восьмидесятых
Попытки усилить группу вторым гитаристом ни к чему не приводили, впрочем, как и преступный замысел избавиться от Сабины. В 1984 году, благодаря двум демо-тэйпс — «Walpurgis Night» и «The Bitch» Holy Moses попала в поле зрения специалистов, пророчащих «Моисею» быстрый успех. В этом же году группа переехала в Ганновер, где сменила барабанщика. Новым бойцом стал Херберт Дрегер (Herbert Dreger). После относительно удачного турне по Бельгии и Голландии группе удалось заключить контракт с бохумской фирмой «Aaargh Records». Виниловый первенец «Queen Of Siam», продюссером которого выступил Ральф Хюберт (лидер Mekong Delta), вызвал противоречивые мнения. С одной стороны отмечалось умение «делать» драйв, с другой — неопределенность музыкантов в стилистике. Так или иначе, а работа была замечена и турне по Германии с Avenger и Living Death прошло успешно.
В конце года из группы ушел ее основатель Брюселлер, уступивший место Андре Шапелье (ex-Atlain). Однако, во время записи второй пластинки «Finished With The Dogs» ему пришлось довольствоваться лишь ролью студийного музыканта, так как в штат был зачислен басист Томас Бекер (Thomas Becker, ex-Darkness). Правильно взятый курс — thrash-metal принес и свои результаты — 30 000 проданных копий только в Европе. В сентябре Holy Moses выпустили сингл «Roadcrew»,a через месяц отправились в большой евротур с D.R.I., Holy Terror, Spermbirds и Sudden Darkness. Специально для этих гастролей был привлечен гитарист Джорджи (Georgie), задержавшийся в команде почти на год. Тем временем Дрегер перешел в Darxon. Пришлось воспользоваться услугами сессионного музыканта по имени Johan Susant (ex-Target) пока не обзавелись постоянным драммером Ульрихом Кюшем (Ulrich Kusch). Джорджи ретировался в Living Death, а его место занял Thilo Hermann из группы Risk.
На концерте
В 1988 году Сабина, в качестве ведущей, приняла участие в программе о хэви-метал — «Mosh», показанной по немецкому телевидению. Новый контракт был подписан с WEA. Под руководством продюсера Алекса Перайлеса (Anthrax, Testament, Overkill) группа приступила к записи третьего альбома «The New Machine Of Liechtenstein» в ганноверской студии «Horus». Полученный диск представлял собой прекрасный образец концептуального техно-трэша с неглупыми текстами. Парадоксально, но лучший альбом группы продавался из рук вон плохо. WEA, разуверившаяся в потенциальных возможностях Holy Moses, разорвала контракт.
Тило Херманн вернулся тем временем в Risk, а вакантное место занял Райнер Лoyc (Reiner Laws). «Свежая кровь» не спасла команду от распада. Через несколько месяцев группа восстала из пепла и составе: Сабина и Энди Классен, Ули Кюш и басист Бернд Шнелль (Berndt Schnell), сменивший Бейкера, ушедшего в Running Wild. Воспользовавшись нестабильной обстановкой внутри Holy Moses, дезертировал и Кюш, обьявившийся позже в Gamma Ray. Пертурбации закончились с приходом барабанщика Этомик Штайфа из Living Death.
В 1990 году группа выступила сначала во Франции, затем в Германии, Голландии и вновь во Франции. 26 декабря Holy Moses с триумфом отработали концерт в Восточном Берлине. Январь и февраль следующего года прошли опять же в дороге, пока группа концертировала по Германии. Очередной контракт был заключен с фирмой «WestVirginia Records». Мини-альбом «Too Drunk To Fuck» стал первым продуктом Holy Moses на новой этикетке. Для записи лонгплея «World Chaos» ответственное место за микшерским пультом занял Харрис Джонс (Helloween, Sodom, Celtic Frost, Kreator). Альбом подтвердил право Holy Moses называться одной из лучших трэш-групп в Бундесе.
В конце 1991 группа в качестве хэдлайнеров отправляется в большое европейское турне «Dive ‘till Death» с Artillery и Howlin’ Mad. В этом же году очередной раз сменился ударник. Новым стукачем стал Франк Ульрих (Frank Ulrich, ex-Living Death, ex-Siren), дебютировавший на пятой студийной пластинке «Terminal Terror». Похоронив для себя трэш, «святоши» взялись за death-metal и успешно справились с этим тяжелым делом. Сабина ревела, как раненый зверь, вполне отвечая всем дэтстеровым стандартам. Альбом хорошо продавался в фатерлянде и обеспечил группе новых фэнов из числа любителей брутальной музыки.
В следующем году родственная чета Классен вновь чуть было не развалила команду. В который раз произошла смена ритм-секции. Из-за нестабильной обстановки в группе, пришлось переносить сроки европейских гастролей, во время которых планировалось посещение Москвы. После цепи разборок новыми партнерами Энди и Сабины стали басист Бенни и ударник Свен. Следующая запись «Reborn Dogs», отнявшая много сил и времени, не особо вдохновила народонаселение. Группа показала неопределенную смесь black, death и thrash. Причем, было не ясно, какого направления группа придерживается больше.
В осеннее германское турне отправились в сопровождении экскорта из групп Incubator и Warpath. Последним Классены помогли даже как-то раз записать пластинку. Holy Moses показали на концертах хорошую форму, как бы доказывая, что группу еще рано хоронить. В 1994 году состав группы вновь был кардинально изменен. На басу теперь шпиляет сам Dan Lilker (ex-S.О.D., Nuclear Assault, Brutal Truth),а «бочками» и «железом» занимается Meff (Rykers). Очередной альбом вышел под названием «No Matter What’s The Cause».
По материалам журнала «Death City» №3