Легенда британского хэви-метала, во многом определившая развитие этого стиля и металла в целом. Самый известный представитель NWOBHM.
Альбомы:
Любой человек, мало-мальски знакомый с тяжелой музыкой, наверняка знаком с этим британским составом. Музыканты Iron Maiden сделали одну из самых успешных металлических карьер. Говорят, что одноименное орудие пытки («Железная дева» то бишь) тоже приличное время пользовалась популярностью в британских застерках. Похожа она была на женскую фигуру, которая раздвигалась и изнутри была утыкана острыми шипами. Помещали туда братка-наказуемого, зажимали и кранты — вынимай сито. Такие вот дела. Но речь не об этом — поговорим лучше о музыке и истории группы, которой «Железная дева» передала свою славу…
Ну что, начнем нашу долгую историю. По части образования Iron Maiden слегка не повезло. Оно пришлось посреди двух металлических эр — первая волна хард-рока, завоевавшая мир в начале семидесятых, уже захлебнулась, а вторая, в которой группе предстояло сыграть значительную роль, еще не началась. В Британии банковал панк-рок и длинноволосые парни с гитарами, играющие тяжелый хэви-рок, чем-то напоминающий материал Kiss, были никому не нужны. Но все эти обстоятельства как-то не очень интересовали музыкантов. Они предпочитали жить на пособие по безработице, но не поддаваться панковской психологии. Позднее Стив Хэррис вспоминал, что сотрудники бюро по трудоустройству по пятам ходили за ним, стараясь поймать за временной работой. В таком случае агент получил бы премию, а Хэррис лишился бы пособия. Но будущий хэви-метал герой оказался умнее правительственных агентов…
Ранний состав Iron Maiden. Фото 1976 года
Но вернемся к группе. Инициатором ее создания был басист Steve Harris. Надо сказать, что до этого он уже пробовал себя в других командах — Gypsy’s Kiss и Smiler. Но только в Iron Maiden он смог реализовать свои идеи. В первом составе, который дал дебютный концерт в мае 1976 года, кроме Хэрриса никого из известных нам мэйденовцев не было. Вокалистом был Paul Day, ударником Ron Rebel, гитаристами — Terry Ranee и Dave Sullivan. Первый состав, как это часто бывает, оказался на редкость недолговечным. Первым вылетел вокалист Day, который впоследствии играл в паре неплохих британских команд, а позже — в составе Sweet. Его место занял Den Wlllcox, жуткий фанатик Kiss (вот откуда пошла ранняя мэйденовская феня!), который делал себе умопомрачительные маски.
Хэррис очень внимательно следил за прогрессом своих музыкантов. И эта внимательность в итоге стоила места обоим гитаристам сразу. Уволив братков, Хэррис стал подыскивать новых, что зараженном панком Лондоне было сделать не так просто. В итore замена была найдена. Появился второй мэйденовец Dave Murray и плюс добавился музыкант Bob Angelo (настоящее имя которого было Тоm Sayer). Снова попробовали выступать — получалось не очень убедительно, мешали возникшие противоречия между Дэйвом Мюрреем и Дэном Уилкоксом. В результате Дэйв плюнул на всю эту байду и перебежал в другой лондонский состав Urchin’, в котором нарезал третий мэйденовец, гитарист Adrian Smith. Второй гитарист Мэйден тоже долго не задержался, и Хэррис решил расширить, звучание своей команды и на этот раз взял не двух гитаристов, а гитариста и клавишника, ими стали соответственно Terry Wapram и Топу Moore. Вслед за этим поменяли и ударника, новичка звали Barry Purkls.
Мэйдены с Полом ДиАнно
Этот состав также умудрился дать только один концерт, после чего Wapram отправился гулять, а на его место снова вернулся Мюррей. Где-то в это время Iron Maiden были обозваны газетой Sounds панк-группой и их стали чаще ангажировать на концерты. Панки приходили полюбопытствовать, а рокеры получили возможность чаще видеть свою любимую группу живьем. Карьера Iron Maiden снова стала тормозить, когда внезапно свалил вокалист Уилкокс. Вслед за ним последовал ударник. Мэйден остановились, чтобы стабилизировать состав. Первым Стив Хэррис ангажировал своего старого приятеля по имени Doug Sampson посидеть за ударными. Тяжелее оказалось найти нового вокалиста. Paul DiAnno стал третьим вокалистом Iron Maiden и с его приходом в карьере группа стартовал новый этап. Обычно во всех металлических энциклопедиях именно с этого состава (почему то…) начинается отсчет в истории Iron Maiden. По сути дела это был первый стабильный состав группы. Где-то в это время был рожден и собственный персонаж группы — Eddie, который с тех пор постоянно появляется на всех пластинках Мэйден. Eddie пришелся по вкусу фэнам, и вскоре стал не только фирменной маркой состава, но и полноправным участником всех сценических шоу.
Группа начинает регулярно выступать в нескольких уцелевших после панк-вторжения лондонских металлических клубах, что заметно увеличивает армию их поклонников. Возникают первые мысли о записи материала. Первое демо группы было записано под Рождество 1978 года в Кэмбридже. Записали четыре трэка, и это обошлось группе всего в двести фунтов! Смешные деньги по современным масштабам. Лента стала циркулировать в Лондоне и привлекла к группе внимание прессы. К сожалению, у Мэйден совсем не было денег, чтобы продолжить свою демо-карьеру. Долго думали, что же делать. В итоге Хэррис стрельнул денег у своей тетки и группа решила потратить их на выпуск сингла. Эта была первая пластинка Maiden и называлась она «The Sounhouse Tapes». Было выпущено всего пять тысяч экземпляров, но они мгновенно разошлись по письменным заявкам. Так начался подъем группы.
Мэйдены с Брюсом Диккинсоном
Газета Sounds объявила о возникновении New Wave Of The British Heavy Metal и Мэйден автоматически попали в лидеры движения. Мэйден отправились в небольшое турне на арендованном ими автобусе. Все шло хорошо, но пора было как-то расставаться с любительским статусом и переходить на профессиональные рельсы. Долго ждать не пришлось — профессиональный менеджер Rob Smallwood (сегодня — один из самых известных в мире) как-то появился на одном из выступлений Iron Maiden и предложил им сотрудничество. Предложение приняли и началась серьезная карьера. Стив решил, что второй гитарист нужен. Но сразу решить проблему не удалось. Первым был найден парень по имени Paul Todd, но он успел только отсняться на одной фото сессии вместе с группой и был выпровожен. Его сменил некий Tony Parsons, но и это сотрудничество продолжалось всего десять недель. Серьезные перестановки в составе произошли лишь в начале 1980 года. Вторым гитаристом стал Dennis Stratton, а ударником — Clive Burr.
На первый концерт обновленного состава Смоллвуд пригласил представителей фирмы EMI, которым группа понравилась и они предложили ей включить две вещи в ставший легендарным сборник «Metal For Muthas». Спрос на Мэйден все рос, и фирма выбросила на рынок сингл «Running Wild», который достиг 33 места. Мэйден в качестве «специальных гостей» прокатились в турне с Judas Priest и это способствовало тому, что первая пластинка группы одного с ней названия попала в британские списки на четвертое место! Вот это уже было серьезное достижение. Группа отправилась в собственное британское турне, состоящее из сорока двух концертов. Информация о восходящей звезде просочились за океаы и Kiss поспешили ангажировать британских хардовикоа для своего зимнего турне. Все, казалось, шло прекрасно, пока не начались проблемы со Стрэттоном. Тот был настроен играть более мягкий материал и остаток группы поспешил с ним расстаться. Позднее Стрэттон создал интересную группу Lionheart и выпустил с ней прекрасный альбом. Мюррей припомнил о своем старом коллеге Смите и предложил его кандидатуру. Кандидатура, была принята. Это был хороший выбор. Дуэт Смита и Мюррея долго определяли саунд Мэйден.
Команда во времена участия в ней Блейза Бэйли
В 1981 году группа реализовала свой второй альбом — «Killers», который критика оценила хуже первого, но это не помешало группе отправиться в умопомрачительное мировое турне, во время которого Мэйден и завоевали миллионную армию поклонников, которые поддерживают группу до сих пор. В сентябре 1981 года поклонников группы ожидала новая сенсация — за дверь выставили вокалиста Ди Анно. Официально было объявлено, что причиной тому неумеренное пристрастие Пола к алкогольным напиткам. Однако сам Ди Анно так вспоминал об этом эпизоде позднее: «Я не очень серьезно относился к группе и поэтому не видел причин в ней оставаться. Меня упрекали в пристрастии к алкоголю и наркотикам (кокаину), но я был далеко не единственным участником группы, грешившим этими делами». Как бы там ни было — Maiden остались без фронтмэна и его срочно надо было заменить. В те времена в Британии работал совершенно потрясающий вокалист Bruce Bruce. Он пел в группе Samson и именно ему предложили заменить Ди Анно. Брюс согласился и стал Брюсом Диккинсоном. После нескольких проб в студии новая кандидатура была утверждена и Мэйден снова отправились в путь. Их карьера сделала очередной виток.
Правда, необходимо упомянуть, что с Диккинсоном вышла небольшая заминка, связанная с его прежними контрактными обязательствами. На момент присоединения к Мэйден Брюс еще находился под контрактом у фирмы Gem records и, согласно этому контракту, он еще в течение года не имел права писать тексты для какой-нибудь другой группы. Тем не менее, Брюс забил на контрактные обязательства и втихаря выступил соавтором в пяти вещах третьего (и, вероятно, лучшего) альбома группы «The Number Of The Beast». Альбом вышел в марте 1982 года и быстро достиг первого места в британских списках популярности. Помимо этого еще два сингла, «Run То The Hills» и «The Number Of The Beast» , имели огромный успех у металлической аудитории. Первый из этих двух синглов даже умудрился забраться в первую десятку хитпарада. По сути дела, альбом «The Number Of The Beast» был первым солидным успехом группы, первым альбомом, на котором Мэйден звучат так, как мы к этому привыкли. Мэйденовсий стиль окончательно сформировался.
Группа зажигает на одном из концертов в 2006 году
1983 год начался с очередных проблем с составом. На этот раз без работы прямо перед записью следующей пластинки остался ударник Clive Burr. Причиной отставки стало все то же неумеренное пристрастие к алкогольным напиткам, которое стало сильно отражаться на его профессиональных способностях. Так что, Пол Ди Анно был все-таки прав, когда говорил, что ни один он страдал алкогольным недугом в составе Мэйден. Была произведена своеобразная рокировка. Из французской группы Trust в Iron Maiden перешел ударник Nicko McBrain, старый знакомый мэйденовских музыкантов. И в то же время уволенный Burr оказался в составе французской группы Trust. Бывает и так. Разборки начались перед записью альбома и поэтому сразу же после стабилизации Мэйден приступили к работе в студии. Новый альбом назывался «Piece Of Mind» и сами музыканты утверждают, что он гораздо лучше предшествующего диска, хотя подобное утверждение можно легко оспорить. Новая пластинка «Powerslave», наполненная египетскими мотивами, появилась в продаже в 1984 году. Интересная особенность — это был первый альбом Iron Maiden, который был записан тем же составом, что и предыдущий. По части музыки налицо было развитие, альбом хорошо был принят во всем мире.
Мэйден стали одним из самых влиятельных хард-роковых актов мира. Весь мир был у их ног, и они не преминули воспользоваться этим обстоятельством. Усилиями менеджмента было организовало гигантское турне, которое продолжалось чуть меньше года. Глупо было бы не использовать появившуюся возможность для реализации концертного альбома. И действительно, группа тщательно писала свои выступления и спустя какое-то время после окончания турне был смикширован и выброшен в продажу двойной концертный альбом Мэйден под названием «Life After Death». Альбом был составлен по принципу «Greatest Hits» — в него были включены лучшие из мэйденовских вещей всех периодов деятельности, но в концертном исполнении. Сто минут сплошного кайфа для многомиллионной армии мэйденовских поклонников. После выхода концертной пластинки Мэйден воспользовались создавшимся перерывом, чтобы прийти в себя от активных действий, которые они предпринимали в последние несколько лет. Но долгий отдых оказался чреват самыми неожиданными последствиями — наметились перемены в стиле. Впрочем, в 1986 не одни Мэйден попытались отойти от жесткого стиля и побаловаться с гитарными синтезаторами. Этими экспериментами занимались еще множество групп, но скажем лишь, что и альбом Judas Priest 1986 года — «Turbo» — выполнен точно в такой же манере. Мэйденовский альбом «Somewhere In Time» расколол армию фэнов на две группировки. Одни, наиболее фанатичные, говорили, что новое направление никуда не годиться. Другие воспринимали перемены, как должное.
На концерты IM не бывает нераспроданных билетов!
Если кто надеялся, что клавишные тенденции сами собой уйдут в прошлое (те же Judas Priest не стали повторять ошибки) — ошибся. Мэйденовцы внезапно запали на мягкое звучание. И следующую пластинку «Seventh Son Of А Seventh Son» еще больше нагрузили гитарными синтезаторами. Подобные действия оказали пагубное влияние на наиболее верную часть поклонников. Хотя внешне все выглядело вполне благополучно. Тысячи фэнов приходили на концерты и Iron Malden даже были приглашены принять участие в качестве хэдлайнера в ежегодном металлическом фестивале Monsters Of Rock. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что дела обстоят не так здорово. Группа опять устроила себе перерыв в деятельности, но на этот раз он стоил Мэйден стабильности состава. Музыканты как по команде принялись заниматься каждый своими сольными проектами. Наиболее нестойким оказался Адриан Смит. Есть подозрения, что именно он был виноват в смягчении стиля Мэйден. В 1989 году он внезапно соскочил из группы и объявил о создании собственного проекта Adrian Smith And Project, сокращенно ASAP. Вторым музыкантом, начавшим сольную карьеру, стал Bruce Dickinson. Он собрал вокруг себя музыкантов и в апреле 1990 года реализовал свой сольный альбом «Tattoed Millionaire» В отличие от Смита, Брюс не собирался оставлять свою основную команду, хотя об этом и о его возможной замене на вокалиста Helloween кружилось множество слухов. Из своего сольного проекта Брюс перетащил в состав Мэйден и гитариста по имени Janick Gers. В новом составе группа реализовала в 1990 году диск «No Prayer For The Dying». Что можно сказать об этом альбоме. Во-первых, материал стал жестче, но, во-вторых, интересней он не стал. Все ждали, что с приходом Герса а музыке появится нечто новое, но не дождались. Харрис объяснил это тем, что Гере практически не принимал участия в написании альбома.
По материалам газеты «Zarraza», №7