IX Equilibrium (Emperor, 1999) — музыкальный альбом: рецензия, треклист, обложка, информация — Rock and Metal

Альбом норвжской группы в жанре Progressive Black Metal на английском языке.
Общая длительность 54:16.

Об альбоме

Сегодня отход от канонов black metal — в моде, при желании его можно найти даже в работах таких пробитых блэкарей, как Immortal и Mayhem. Но лишь немногим удается «филигранный» уход от заезженных до дыр стилистических приемов. И немногие способны сконструировать собственный оригинальный саунд, с одной стороны, непохожий на эксплуатируемый основной массой, с другой, опирающийся на «корни» — классический heavy metal, thrash, death и даже hard rock. Emperor — в их числе, и альбом «IX Equilibrium» — красноречивое тому подтверждение. Судя по мощнейшему заряду, который несут в себе 8 вещей альбома, у этой банды нет проблем с доказательством прав на такую музыку. Стоит только врубиться в вышибающую зубы через глазницы «Sworn» с отпадной гитарной «паузой» на третьей минуте. Или взять шероховатую как гранит, вгрызающуюся в мозг «Curse You All Men!» А таких огр-р-ромных (иначе не назовешь) риффов, как в «The Warriors Of Modern Death», у блэковых музыкантов я давненько не слыхивал. И это еще не все. Emperor обрушивает на вас ослепляющую скорость, которую подчеркивают грандиозные клавишные звуки («Decrystallizing Reason», как впрочем и все другие). Пение сверхбрутальное, но классно артикулированное (хотя некоторым пассажам в «The Source Of Icon E» позавидует даже King Diamond). Временами кажется, что «IX Equilibrium» уже и не black, но это не так. Определенно. Свидетельство тому — черное, как проклятие из глубин Ада, настроение и ожесточенность музыки и лирики. Слушая диск, получаешь солидный заряд злобы… Black metal без базара, только сверхвысокого класса.

Reactor

Как будто бы было недостаточно альбома «In The Nightside Eclipse», после многочисленных задержек и скандалов вышедшего в 1995 году и ставшего эталоном для норвежского блэка 90-х; как будто бы после «Anthems То The Welkin At Dusk», практически являющегося совершенным воплощением своего жанра в 1997 году, группа не могла спокойно почивать на лаврах, осознавая, что их никто уже не сможет превзойти. Оказалось, что нет, И на восьмом году своей головокружительной карьеры, Emperor создали альбом, который оказался на голову выше их предыдущих творений. Ушло в небытие то андеграундное продюсирование, которое мы могли слышать на «Nightside…» и «Anthems…», а его место заняли великолепно отточенные гитарные риффы и бласт-биты. Клавишные, которые сделали Emperor’y имя и стали фактически азбукой для молодых норвежских коллективов, остались на месте, но стали чуть более ярко выраженными и немного смягчающими убийственный напор сдвоенных гитар. Вокал Исана вышел из тени, в которой он находился на ранних альбомах, на передний план, варьируясь от стандартного блэкового крика до чистого, классического тенора.

Этот альбом нельзя назвать блэком в его стандартном проявлении. На «IX Equilibrium» есть элементы множества экстремальных стилей: блэка, дэта, трэша, металла старой школы. Такой сплав сказался положительным образом на звучании группы: «Я думаю, этот материал звучит даже более экстремально, чем «Anthems…», — говорит Исан. Мы не стали мягче в музыкальном плане». Самот, продолжая эту краткую и весьма обтекаемую фразу Исана, уточняет: «Я считаю, что мы добились на этом альбоме очень резкого и четкого гитарного саунда. Но так как каждая песня в целом имеет тяжелую основу, то резкие гитары очень хорошо вписываются в общее звучание. Если бы у нас не было этого тяжелого фона, то такие гитары бы просто не возымели бы должного эффекта. Несомненно, появилось значительно больше элементов дэта, особенно на таких композициях, как «Curse You All Men” и «Sworn». На сегодняшний день мне больше по душе играть тяжелую, брутальную музыку, нежели какой-то атмосферный материал. Поэтому в нашем звучании и появились эти небольшие изменения, которые делают его более интересным и прямолинейным».

«IX Equilibrium» — это живое воплощение мечты большинства дэт- и блэк-металлеров: соединить оба этих направления для того, чтобы создать Extreme Metal, чистый и простой. Развивая тему, гитарист выходит далеко за границы дэт-н-блэка: «Мне очень нравится творчество группы Strapping Young Lad, и они являются для меня, возможно, лучшей командой за последние два года. Они играют в очень интересном и достаточно новом направлении, которое мне пришлось по душе». Да, параллель, проведенная Самотом между SYL и Emperor, весьма интересна. Обе эти группы хотя и отличаются друг от друга наличием классических и электронных элементов, все же имеют одну общую отличительную черту — это просто непробиваемая стена плотного звука. Исан серьезно увлекается классической музыкой и часто слушает Генделя, Бетховена и современного эстонского композитора Арво Пэрта. Однако его фаворитами продолжают оставаться и Bathory с Judas Priest. Самот же является поклонником тяжелой музыки с раннего детства, имея в своей коллекции почти все альбомы W.A.S.P., Iron Maiden, Mercyful Fate / King Diamond, ранних Sepultura и Melallica, а также Slayer, Dismember, Morbid Angel и многих других экстремальных команд. Но это совершенно не значит, что вы услышите сильное влияние вышеперечисленных коллективов на музыку Emperor. Вернемся же к «IX Equilibruim». Этот альбом был записан и сведен за три месяца в «Sound Sludio», новой звукозаписывающей студии, расположенной неподалеку от родного города музыкантов Emperor — Нотоддена.

По части лирики альбом «IX Equilibrium» тоже явился шагом вперед. Хотя и прежде, во времена фэнтэзийных опусов типа «Cosmic Keys То My Creation And Times», Emperor стоял особняком от остальных блэковых команд, использовавших однотипную сатанинскую тематику, Благодаря богатому воображению Исана и помощи Самота группе удавалось создавать прекрасную и совершенно неординарную лирику. Но теперь музыканты решили пойти немного по другому пути: в сочетании с более разнообразным и качественным вокалом, Исан внес в свои тексты элементы индивидуализма и жизненного опыта.

По материалам журнала «Rock City» №27