Metropolis Pt. 2: Scenes From A Memory (Dream Theater, 1999) — музыкальный альбом: рецензия, треклист, обложка, информация — Rock and Metal

Страна: США
Жанр: Progressive Metal
Язык песен: Английский
Тип: Альбом
Время: н.д.

Рецензия на Darkside

Этот альбом я бы назвал классикой progressive metal’а… Вообще, если честно, после выпуска настолько монументальных и атмосферных работ, по-моему, самое время остановиться и либо полностью поменять свои музыкальные ориентиры, либо совсем уйти с музыкальной сцены, но уйти, оставаясь в глазах почитателей непревзойдёнными и верными себе мастерами.

Альбом «Metropolis Part 2: Scenes from a Memory» наиболее полно характеризует тот музыкальный феномен, который и носит несколько загадочное и броское название Dream Theater. Если на более ранних работах музыканты уже зарекомендовали себя как профессионалов, пишущих чрезвычайно сложную, но грамотную и легко усвояемую музыку, то на данном альбоме мы имеем счастье слушать Dream Theater во всех его ипостасях — и как талантливых композиторов, занимающихся предельно осложнённым, интеллектуальным и оставляющим «оркестровый» эффект музицированием, и как несколько авантюрных музыкантов, не страшащихся экспериментов и добивающихся фантастических результатов, наконец, как прекрасных умельцев делать концептуальные и по-настоящему «театральные» музыкальные полотна-«постановки». Именно такую склонность к написанию музыкального материала, раскрытие своего рода художественного вкуса участников коллектива нам и предстоит прочувствовать на данном альбоме. А “второй” «Метрополис» действительно получился и отчасти новаторским (за счёт слишком плотной смеси самых разных стилей) и, безусловно, авангардным по понятиям жанра metal, в неменьшей степени выразительным, главным образом благодаря наличию драматичной музыке и вообще тем альбомом, который имеет все права установить каноны и традиции стиля progressive metal’а.

Опираясь на звучание и масштабы этого эталона (который, впрочем, является таковым, возможно, исключительно для меня) нетрудно определить, что скрывается за определённо хитроумным и неоднозначным термином progressive metal… Нет, сверхсложных академических гармоний и аранжировок, а также причудливых ритмов недостаточно для понимания сущности этого стиля. Нет, это даже не продолжительность композиций, зачастую выходящая за десятиминутный интервал. И даже не явно ощущаемая сложность музыки как таковая. Вероятно, progressive metal – это, в принципе, попытка в тяжелой форме преподнести на суд слушателя многообразные музыкальные проявления, будь то фольклор, фьюжн, поп, экстремальная музыка, электронная музыка, умиротворяющая музыка, данс и прочее, но больше в академическом и нередко неоклассическом и довольно эстетическом музыкальном ключе, разумеется, сохраняя все уже упомянутые мною выше свойства. Но это так, пожалуй, «лирическое» вступление к обзору диска.

Музыкальный сюжет альбома если не уникален, то, по крайней мере, оригинален. Музыканты умудряются оставить прочный след в слуховой памяти благодаря тому, что заканчивают свою работу в тех же тональностях — и даже не тональностях, а совершенно неизменных музыкальных темах, проскальзывающих в таких композициях, как «One Last Time» и «The Spirit Comes On» — любому слушателю станет ясно, что это всё те же «Regression» и «Overture 1928», достаточно удачные для повторного воспроизведения в заключении. Вернее, не совсем в заключении, потому что есть ещё «Finally Free», где на самом деле предостаточно новизны. В принципе, каждое музыкальное произведение представляет здесь особый интерес, претендуя на звание саундтрэка к какому-нибудь фантастическому фильму, а так называемый «прогрессив» реализуется не только в музыкальном письме, но и, если понимать под «прогрессивом» определённую переходность, изменчивость, контраст наконец, то нечто, что мы назовём «прогрессивом», связывает все двенадцать «сцен» воедино — ожесточённые, я бы выразился, «галлюцинационные», свирепые и почти что «фатальные» музыкальные исполнения в лице «Strange Deja Vu», «Fatal Tragedy» c её молниеносным и уничтожающим соло-оформлением, «Beyond this Life» с занятным построением, при котором агрессия, то свирепствующая, то, наоборот, покидающая «сцену», наконец переходит в облегчение на последней минуте; великолепно разбавляются медитативными и миролюбивыми мотивами «Through My Words» и «Through Her Eyes». Благодаря этому «развитию» (т.е. progressive, иными словами) музыканты подготавливают слушателя пережить новую трагедию, новые острые впечатления, а может быть и страшные, ужасные до мозга костей откровения.

Именно такие сцены, по крайней мере, предстают в композиции «Beyound this Life», в которой наш главный герой Николас собственными глазами видит ту злополучную ночь, когда не стало девушки Виктории, которой он был очарован в своём прошлом. Пожалуй, весь «Метрополис» можно расценить как переживания главного героя и готовность пройти через что угодно ради обретения истины. Честно говоря, очень непросто интерпретировать все эти тексты, имеющие некоторый психопатический, не совсем стандартный подтекст — скорее я бы назвал это различными психическими процессами главного героя и их отражениями на приёме у гипнотерапевта, но, разумеется, не все. Пожалуй, чтобы докопаться до сути, нужно всё это видеть собственными глазами на сцене театра. А корнями вся эта жуткая история уходит в композицию «Мetropolis, pt1…» на альбоме 1992 года. Не буду утруждать себя вспоминать, о чём там речь и ограничусь строками, написанными выше. Но в заключении всё-таки скажу, что наш герой Николас, ведя монологи с самим собой, пребывает в различных состояниях какого-то гипноза и его слова не следует понимать буквально, тем более что они полны абстракции.

После смерти Виктории, от которой аж кровь стынет в жилах и некоторого облегчения или, вернее, частичного просветления Николаса, наступает следующая кульминационная часть драмы — композиция «Home», где перед нами предстают сами The Mirracle и The Sleeper, видя и слыша которых, Николас понимает причину смерти девушки. «Home» — не только самая эмоциональная, но и самая необычная вещь на альбоме — исполненная в ближневосточной фольклорной музыке, местами переходящей в неоклассические гитарные соло-легато, с мелодичным и взрывным припевом троих персонажей, включая Николаса, оставляет очень сильное впечатление. «The Dance of Eternity» — это «вывернутая наизнанку» «Metropolis: The Miracle and the Sleeper» c альбома «Images and Words» — практически схожее музыкальные элементы из разорванных тактов и сумасшедших импровизаций — это самая «прогрессивная» в самом прямом понимании этого слова композиция на альбоме. Кстати, её особенностью является использование музыкальной формы рег-тайма в середине, очень распространённого в США в начале XX века, если я не ошибаюсь. Музыкальный кавардак здесь полностью оправдывает название – «Танец вечности» — бескомпромиссно, сверх всякого рационализма, исключительно на уровне духовных субстанций…

Я не буду комментировать последние три музыкальных номера, просто сказав, что развязка «скитаний» Николаса близится. Как я уже отметил в начале рецензии, здесь наблюдается повтор начальных тем, т.е. Николас возвращается к отправной точки своих «путешествий». Из музыкантов я только выделю Джордана Рудесса, который проделал просто колоссальную работу. Как он только на альбоме не играл — это просто волшебство! Наряду с Андре Андерсоном из Royal Hunt и, наверное, Риком Уэйкманом Джордан Рудесс — сильнейший клавишник современности в тяжёлой музыке. Говорить о Джоне Петруччи и Майке Портном нет смысла — выдающиеся музыканты, определённо воспитанные в академическом духе, что, безусловно, резко их выделяет. Единственное, что осталось немножечко приглушённым на фоне всего «концерта» — голос ЛаБри, ставший здесь более альтернативно направленным. Впрочем, быть может, так оно и задумано. Всё достоинство вокалиста состоит в том, что он передал абсолютно все характеры, задействованные в постановке, причём совершенно отлично друг от друга.

Итог: назову эту работу уникальной — настоящий художественный progressive metal, резко выделяющийся на фоне различных подделок и совершенно безликих работ в этом направлении… альбом, на который нужно ориентироваться и пытаться достичь такого же уровня, бессмысленно пытаясь его преодолеть… классика, которую не испепелит время… а кто со мной не согласен, мне того очень жаль…

Спасибо…