Знаменитая британская группа, сильно повлиявшая на развитие спида и трэша. Сами Motorhead же остаются верны своему стилю, представляющему собой смесь хэви-метала и рок-н-ролла.
Альбомы:
Сразу определимся, что ключевая фигура во всей этой истории — басист и вокалист по имени Ian Kilmister, в рок-мире более известный под псевдонимом Lemmy. Поэтому историю Motorhead начнем издалека — с начала музыкальной карьеры Лемми. Лемми родился 24 декабря 1945 года и его первым серьезным опытом была бит-группа Rockin’ Vicars (что делать, в те времена хэви-метал еще не был изобретен…). Именно с этой командой наш герой приобрел свой первый опыт студийной работы. Rockin’ Vicars записали с ним два своих номера («It’s Alright», «Dandy»), которые прошли незамеченными. Так как эта группа не принесла Лемми всемирной популярности, он решил на время отойти от рок-н-ролла и подработать денег другим способом. Весной 1967 года Лемми поступил на работу техником. И тут ему дьявольски повезло — ибо его взял к себе Джими Хендрикс. Работа с Хендриксом снова оживила мистера Килмистера и в конце шестидесятых он еще разок пробует счастья — на этот раз с хипанами в составе Sam Gopal.
Работа здесь шла намного веселее — ребята стали довольно популярны в мире андерграунда. За год совместной деятельности Лемми умудрился поучаствовать сразу в двух пластинках группы. Кроме этого он стал довольно заметной личностью в узком кругу рокеров-подпольщиков. Как и многие его коллеги в начале семидесятых, Лемми серьезно заболел психоделией. И тут судьба свела его с не менее задвинутым человеком по имени Dave Brock. Встреча произошла в августе 1971 года и в итоге Лемми стал басистом и одним из основных композиторов психоделической группы Hawkind. Группа активно гастролировала, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы во время американского турне Hawkwind с Лемми не произошла досадная накладка. В мае 1975 года, пересекая канадско-американскую границу, он был задержан таможенным контролем за попытку провоза пары-другой наркотических таблеток. Группа поехала работать дальше без него, а Лемми, отделавшись от полиции, вернулся в Лондон, где решил всерьез заняться собственным проектом. Над названием долго думать не пришлось — оно просто было позаимствовано у одной из песен Hawkind.
В Англии середины семидесятых зарождался панк, все наглухо торчали от американского состава МС-5 и Лемми не был в этом смысле исключением. Поддавшись общим настроениям, он даже назвал поначалу свою группу Bastard (Ублюдок), но это название продержалось ровно один концерт, после чего оригинальная идея взяла верх. Первого ударника Motorhead звали Lucas Fox. Первое выступление прошло в городке Чэлкфэрм, где трио сопровождало популярную тогда группу Greenslade. После первых же поездок выяснилось, что имеющийся ударник не очень удовлетворяет группу. Но времени на замену не было, и Лемми решил заняться студийной работой. Ему удалось заинтересовать своей музыкой фирму United Artists, и та вроде подписалась реализовать материал. Началась запись, в ходе которой ударник все-таки был уволен (он звучит только на одной дорожке диска) и вместо него взяли человека по имени Phil Taylor. Он и наиграл все остальные партии ударных.
They are Motorhead!
Когда запись была завершена, фирма неожиданно дала откат и отказалась выпускать пластинку, мотивируя свое решение тем, что записанный репертуар ее не удовлетворяет. Раздосадованный Лемми плюнул на все рукой и стал искать новый контракт. Но записанный тогда диск не пропал — после того, как трио получило всемирное признание, фирма UA вспомнила, что в ее архивах имеются старые записи и выпустила их в 1980 году под названием «On Parole»… Лемми же нарулил новые связи с панк-фирмой Stiff и записал для нее еще несколько трэков, ни один из которых не был выпущен, за исключением одного сингла «White Live Fever». Сингл вышел лишь в 1977 году и особого впечатления не произвел. В это время Лемми пришла в голову идея взять в группу второго гитариста. Им стал Eddie Clarke, в первой половине семидесятых записавший гитару для двух альбомов Curtis Knight. Таким образом, ненадолго Motorhead стал квартетом, но скоро Wallis, не порывавший связей со своей прежней группой, ушел и состав Лемми снова обрел формат трио.
В 1977 году записи группы попали в руки Теда Кэролла, который был владельцем фирмы Chiswick records и имел репутацию человека, выпускающего все, что попадает ему в руки. Кэролл дал согласие на реализацию дебютного альбома группы, за что Лемми благодарен ему по сей день. Ребята просто взяли записанный ранее материал, за два дня дописали кое-какие дополнительные фрагменты и дебютный альбом был готов. Надо признать, что он не имел никакого коммерческого успеха, но в одном он пришелся кстати. В это время панк-волна шла уже вовсю и группы с громкой агрессивной музыкой пользовались спросом. Тогда мало кто, понимал, что Motorhead не Sex Pistols и что это другая музыка. Но и Iron Maiden в это время считали за панков… Эти обстоятельства помогли Лемми и его друзьям подписать солидный контракт с крупной фирмой Bronze, которая тут же предложила группе писать свой следующий альбом. Диск «Overkill» тоже не произвел решающего впечатления, но уже тогда стало ясно, что трио далеко не панковского толка и что здесь рождается новая музыка. Так оно и получилось — благодаря влиянию Motorhead начинала во многом рождаться новая хэви-метал-эстетика.
Лучи добра от Лемми
Проведенное вместе с Hawkwind турне обратило на трио внимание и вскоре третий диск «Bomber» взорвал весь мир! Мощная музыка железного трио прошибла британских подростков насквозь и диск, несмотря на многочисленные проблемы с цензурой из-за чересчур откровенных текстов, запрыгнул в Британии на 12 место! На дворе, образно выражаясь, был уже 1979 год. Панк издыхал, несмотря на все уверения его идеологов, и ему на смену шла Новая Волна Британского Тяжелого Рока, одним из идолов которой стал Motorhead. У себя в Британии к началу новой декады трио уже имело устойчивую репутацию. У него не было проблем с поклонниками — в 1978 году Motorhead без особых сложностей проводили самостоятельное британское турне. Сопровождающим актом тогда были девки из Girlschool.
Информация об «адской машине» Лемми просочились за пределы Британской Империи. Материковая Европа с восторгом восприняла моторхэдовские идеи, американские фэны были еще не готовы к такой интенсивной музыке и там группа не пользовалась большим успехом. Хотя среди настоящих металлеров пластинки трио имели культовый статус и впоследствии некоторые из этих мальчиков, слушавших с упоением Motorhead дали тяжелой музыке новый толчок. Прекрасный пример этому — калифорнийский состав Slayer… Не лишне добавить, что Лемми и его друзья считаются одними из основоположников трэшевого направления. Не стоит оспаривать этот факт — он достаточно очевиден.
Вернемся, однако, в начало прошлой декады. Для Motorhead оно стало и началом новой эпохи — эпохи всемирного успеха. Первым альбомом, получившим мировую известность стал диск «Асе Of Spades». Здесь во всей своей красе представлен не меняющийся уже многие годы стиль группы — сверхмощная ритм-машина, быстрые гитарные проходы и грубый вокал Лемми. В Британии пластинка без забралась в первую хит-парада, в Европе Японии музыканты без проблем возглавили нарождающееся металлическое движение. Как следствие этого, начались беспрерывные поездки — а уж на сцене мало кто может сравниться с ребятами из Motorhead! Поэтому нет удивительного в том, что фирме пришло в голову выпустить живой альбом группы — он появился в 1981 году и назывался «No Sleep Till Hammersmith». В него вошли лучшие вещи Motorhead за все предыдущие годы. Редко на какой концертной пластинке операторам удается перенести на винил атмосферу зала и энергию, идущую со сцены, но на этой пластинке все вышло просто супер! Сегодня альбом входит в первую десятку классических концертных записей, но и тогда он попал на первое место в консервативном британском хитпараде. Есть и свои особенности — ни один другой концертный диск не попадал прежде с такой скоростью на вершину списка популярности. В этом деле Motorhead крепко удерживают пальму первенства.
Группа на концерте
Решив «отвязываться, так отвязываться», трио прихватило с собой женскую группу Girlschool, которая также работала с фирмой Bronze, и в студии записало макси-сингл «St.Valentine’s Day Massacre», который имел большой успех и принес этому смешному проекту, названному Headgirl, пятое место в хит-параде. После изматывающих турне наступило время снова отправиться в студию. И тут Лемми допустил серьезную ошибку — уверовав в собственные силы, он отказался от услуг продюсеров и решил сделать пластинку собственными силами. Результат («Iron Fist») получился не очень впечатляющим. Однако, сила инерции выбросила диск на шестое место, а титульную вещь в Топ 30. Появились заинтересованные лица в Америке, которые пригласили трио за океан. Но эта поездка имела серьезные последствия — Эдди Кларк внезапно решил, что пора заняться своим делом и ушел. Чашу его терпения переполнила совместная запись Лемми с Wendy O’Williams. Кларк попытался создать совместную группу с басистом UFO (Pete Way), но из этого ничего не вышло и он собрал свой проект Fastway. Эдди выпустил несколько альбомов, но солидного уровня популярности так и не достиг.
Но это было позднее, а тогда перед Лемми стал вопрос: прерывать турне или, срочно ангажировав нового гитариста, продолжить американские концерты. Было принято второе — из Англии вызвали музыканта по имени Brian Robertson (Robbo) — и тот за считанные дни выучил репертуар трио. Робертсон не был новичком в мире шоу-бизнеса. За его плечами остались такие солидные группы как Thin Lizzy и Wild Horses. После Америки Motorhead продолжили выступления в Европе. Выяснилось, что хотя Робертсон был прекрасным музыкантом, поклонники группы не очень жалуют его. Первое время Лемми не придаал этому факту особого значения и стал готовиться к записи очередной пластинки. С пластинкой «Another Perfect Day» создалась необычная ситуация. Робертсон был не только прекрасным гитаристом, но еще и писал потрясающий материал. Альбом получился прекрасный, но он был слишком мелодичным для фэнов группы и поэтому не пошел. Вышедший сингл попросту провалился, и тогда Лемми задумался. К тому же внутри группы исчезло ощущение единства. Робертсон наполнил звучание группы различными накладками, но это было лишним.
В результате Брайэн отработал турне и после этого ушел, чтобы принять участие в огромном количестве безуспешных проектов, самыми известными из которых были Statetrooper (вместе с вокалистом MSG Гэри Барденом) и GMT (с другим вокалистом MSG Робиноми МакАули). Лемми всерьез занялся подбором новых музыкантов. Он был по горло сыт знаменитостями и на этот раз решил взять никому неизвестных музыкантов. Их оказалось двое: первого звали Phil Campbell и он прежде работал с локальными британскими составами типа Sweet Savage и Persian Rise. Второй — Mick Burston (Wurzel) был прежде наемным солдатом и играл с любительским составом Bastard. Лемми собирался устроить мощное возвращение на большую сцену, но его подвел старый приятель Тэйлор. В феврале 1984 года Тэйлор внезапно ушел и стал играть в малоизвестных группах, в основном вместе с Робертсоном.
Пришлось искать замену и ему, Новым ударником стал довольно известный музыкант Pete Gill, который начинал свою музыкальную карьеру с Гэри Глиттером, а потом записал несколько альбомов с Saxon. Таким образом, состав Motorhead почти полностью обновился. Лемми обкатал свою новую группу в Финляндии, а в мае 1984 года вернулся в Лондон, где снова заставил поклонников поверить в себя. Звучание опять стало таким же грубым и агрессивным, как и прежде. Хэви-метал-машина двинулась дальше, подминая все на своем пути. Первый материал нового состава появился на сборнике «No Remorse» — это были четыре песни, которые всем пришлись по душе, особенно номер «Killed By Death». 18 августа 1984 года квартет на ура отработал на традиционном фестивале «Monsters Of Rock» в местечке Касл Доннингтон. Это было уже серьезно. Но следующий год группа провела относительно спокойно, обдумывая свои дальнейшие ходы.
Результатом этих раздумий стал ударный альбом, названный без особых наворот «Orgasmotron». Диск вышел 14 июля 1986 года и наступила новая эпоха в музыкальной карьере Лемми и его группы. По окончании грандиозного мирового турне, в начале 1987 года квартет собрался работать над новой пластинкой, но тут решил упаковать свои вещи Pete Gill. Рок-н-ролловая карьера мало привлекала ветерана барабанных палочек и он решил стать продюсером. Расставание произошло вполне дружески. На вакантное место вернулся Фил Тэйлор, решивший больше не испытывать судьбу. В 1987 году Лемми сыграл гангстера в забавном фильме «Eat The Rich» — и одноименная песня его группы стала самым популярным фрагментом этой ленты, не имевшей большого коммерческого успеха.
На этом пора заканчивать краткий курс по истории одной из самых мощных металлических групп мира. Но история группы этим не заканчивается.
По материалам газеты «Zarraza», №3