Umskiptar (Burzum, 2012) — музыкальный альбом: рецензия, треклист, обложка, информация — Rock and Metal

Альбом норвежской группы в жанре Black Metal.
Общая длительность 1:18:51.

Рецензия на Darkside

Если бы Варг не сидел, пришел бы он к своему современному звучанию? Скорее всего да, ибо звучание «Belus», «Fallen» и, как выясняется, «Umskiptar» — это лишь дальнейшее продолжение идей «Filosofem», записанного еще до 1994 года. Викернес продолжает баловаться с размазыванием гитар в постоянно надсадно жужжащую линию, то регулярно беспокоимую переливчатыми тремоло, то сопровождаемую простым и зацикленным риффом, будто знакомым и уже сто раз у кого-то слышанным, но оттого не менее потрясающим. Неожиданно разрывающий прямо-таки романтическую мелодию тревожный рифф в «Alfadanz», аккомпанирующий возмущенному сипению Варга, будет хорошей иллюстрацией. В «Umskiptar» еще больше чистого вокала, простых и приятных мелодий, спокойных акустических пассажей, обычно предваряющих или сменяющих аналогичные гитарные партии. Чтобы этим всем проникнуться, лучше не быть любящим тяжесть и драйв металлистом. Поздний Burzum — это первым делом нечто очень атмосферное и захватывающее, не в последнюю очередь благодаря скромности ударных, звучание которых простое, тихое, не лезущее на первый план и как бы утопленное в играющие шероховатостями гитары и гулкий бас. Однако наиболее погружающие гитарные наслоения все-таки остались на «Fallen» (на «Umskiptar» действительно успешным на этой ниве треком будет, пожалуй, «Jóln»). Но это ничего — освобожденный из мест лишения свободы нашел другой способ доукомплектовать эстетическую ценность своего произведения.

Интересным решением стало взять в качестве источника всех текстов самое что ни на есть реальное произведение скандинавской мифологии. В данном случае это эпическая песнь «Прорицание вёльвы» («Völuspá»). О чем она, скорее всего, знает не каждый норвежец или швед, но даже далекому от всего этого русскому слушателю знание содержания первоисточника вряд ли будет так уж полезно. Интереснее предполагаемый мотив Варга. Складывается впечатление, что он если не разочаровался в своем национализме, то по крайней мере устал от провокационных методов его активных проявлений. И поэтому, впав в отчаяние, он словно решил просто погрузиться вместе со слушателем в образы скандинавской мифологии. Для того ли, чтобы этим последним аргументом попытаться вновь разбудить в своих поклонниках протест против «разрушителей языческой культуры»? Для того ли, чтобы очаровать стороннего слушателя ее красотой и силой? Для того ли, чтобы всего-навсего укрыться в мире древних сказаний от созерцания гибели этой культуры? Возможно, и даже весьма, что любая из этих точек зрения ошибочна. Но что с того? Это все равно обогащает впечатления, привносит в музыку особенный дух, начиняет ее особым эстетическим эффектом, покрывает дополнительным слоем эмоциональности. Иначе чувствовалась бы эта тревога в «Alfadanz»? Душевное метание «Hit helga Tré»? Стремление к прекрасному «Valgaldr»? Скорбная мольба «Galgviðr»? Потерянность «Surtr Sunnan»? Перерастающая в отчаяние печаль «Gullaldr»? На фоне этих выразительных повествований меркнут и неряшливость звучания, и вокальные огрехи уставшего голоса Варга. Даже напротив, эти нескладности становятся лишними кирпичиками в стене искренности этой работы.

Викернес перешел на плотный график ежегодного выпуска альбомов. И в нем видна способность подерживать их стабильное качество. Хоть бы только рядом не оказалось заразных личностей с тлетворным влиянием вроде Руди Ратцингера…