Страна: США
Жанр: Progressive/Death Metal
Язык песен: Английский
Тип: Альбом
Время: н.д.
Рецензия на Darkside
«Unquestionable Presence» Atheist – это согласованная и вместе с тем довольно-таки свободная джаз-дэтовая деятельность, малопредсказуемая музыка, не теряющая твердой опоры в металической тяжести и напрягающая на 30 с лишним минут всю эмоциональную сферу слушателя. В основу инструментального коктейля положены яркие краски индивидуально звучащих инструментов: импрессионистской гитары, сверхдинамичного баса и ударных, брызжущих соком ритмических учащений. Каждая композиция, таким образом, – некий калейдоскоп, в котором быстро сменяются разноцветные мозаики, но прослушивание такой музыки – занятие ни капли не созидательное.
«Unquestionable Presence» – название и обложка наилучшим образом отражают пафос произведения, ведь это, правда, отрыв от земной реальности прошлого альбома и подъем на некоторую высоту. В то же время это не окончательная эфемерность и витание в неземных измерениях Cynic, но, как было сказано, уже и не собственный «Piece of Time». Итак, пора окунуться в творческую мастерскую этого замечательного коллектива. Инструменты при этом я выделять хочу и буду.
Во главу угла поставлен, конечно же, бас. Рекрутированный для записи на место погибшего Роджера Паттерсона Тони Чой отыграл на 5+, но это только одна часть ритм-секции. Вторая ее часть – фантастические ударные партии Стива Флинна. В результате сложения усилий этих двух виртуозов во многих фрагментах остается только с раскрытым ртом, зачарованно наблюдать, как бас и ударные соревнуются друг с другом. Но, конечно же, это дэт-метал, а посему слушатель будет не только сосредоточенно испытывать свой интеллект, наблюдая за изящными джазовыми упражнениями, но, так как здесь довольно и хэдбэнгерских моментов, эта самая голова его будет прямо-таки проситься в полет по воздуху (нет, это уж разгул воображения). В целом, музыка Atheist на «Unquestionable Presence» стремительна, ярка, артистична и запредельно нелинейна. Композиционная структура всех номеров альбома разнообразна и многопланова, но можно выделить и конкретные моменты, на которые делают акцент музыканты. Это внушительная демонстрация умений 2-х ведущих в эпатаже музыкантов, а именно: головокружительная и максимально раскрепощенная игра ударника и лихорадочный или, напротив, умиротворяющий бас (“Mother Man”, финал “Your Life’s Retribution”…); дикие, темпераментные гитарные соло (“Mother Man”, “Your Life’s Retribution”…) и ритмичный дэт, без которого также никуда (начало 3-й минуты “Unquestionable Presence”, “Enthralled in Essence”, “The Formative Years” и т.д.). Но несомненная правда в том, что каждый фрагмент, берущийся для доказательства превосходства одного инструмента, нисколько не умаляет в то же время и заслуг остальных. А энергичный и злой скриминг является калькой в том смысле, что в нем отражается неистощимость композиторской мысли и неустанное джаз-дэтовое «эй, ухнем!».
В дополнение к одной из предыдущих рецензий хочется выделить пару композиций из 2-ой части альбома.
“An Incarnation’s Dream” – один из лучших образцов великолепнейшей инструментальной работы группы. Вступление с волшебной игрой акустических гитар на фоне таинственной музыки сфер очень экзотично и непередаваемо мощно в плане создания настроения. Беспорядочные вокальные части, стройная музыка с обозначающим себя басом, ударными и визжащей гитарой в начале 3-ой минуты, сокрушающий монолит баса, ударных и гитар на 4-ой минуте – в этой композиции и буря волнений и пища для эстетического вкуса.
А вот в финальной “And The Psychic Saw” музыканты Атеиста перемудрили, как и в завершении «Piece of Time», создав что-то мрачно-отрешенное и выпадающее из общего контекста альбома.
Переиздание снабжено материалом, имеющим непосредственное отношение к «Unquestionable Presence»: демонстрационными записями от 1990 года, инструментальными версиями некоторых композиций, басо-ударными дорожками. Это, надо сказать, полезно как для фанатов группы, так и для желающих совершенствовать свое мастерство музыкантов. Кроме того, эти бонусы имеют большое значение для изучения истории альбома, роли Роджера Паттерсона, которому он, кстати говоря, посвящен, в его создании.
Что тут можно сказать? Если уж каждый коллектив обязан занять свое место в истории музыки, то Atheist по справедливости должны быть признаны бесспорными флагманами джаз-ориентированного дэт-метала, а «Unquestionable Presence» если уж не самым, то одним из самых удачных, смелых и дерзких альбомов жанра.